Устанавливая на свой автомобиль ГБО, мы стремимся к снижению затрат на топливо. Газ стоит практически в два раза дешевле высокооктанового бензина, это весомый довод в выборе — ставить или нет газ. Но стоит учитывать, что расход газа чуть выше расхода бензина и разница зависит от правильной регулировки. Учитывая вышесказанное, экономия на газу (пропан) составит 30-35%. Одним из негативных факторов ГБО считается повышенное термическое воздействие на выпускной тракт. В связи с этим необходимо более внимательно относиться к регулировки теплового зазора выпускных клапанов (в некоторых случаях регулировку необходимо проводить в два раза чаще сроков предписанных планом сервисного обслуживания). Есть ли способ, как-то оптимизировать процесс горения и таким образом улучшить показатели экономии? Да, к счастью существуют способы модернизации двигателя для работы с ГБО и в данной статье я расскажу об одном варианте такого «тюнинга». Варианты решения проблемы: 1. Можно ускорить горение газо-воздушной смеси, увеличив степень сжатия (проточив головку) 2. Второй вариант «тюнинга» — изменение угла опережения зажигания (УОЗ) в сторону более раннего. Этот вариант гораздо дешевле и проще в реализации. В случае внесения изменений в угол опережения зажигания топливо-воздушная смесь будет раньше поджигаться и успевать сгорать до открытия выпускных клапанов. Это снизит термическое воздействие на клапана и катализатор. Кроме этого, оптимизация горения позволяет увеличить КПД двигателя при работе на газовом топливе. Устройство позволяющее делать такую корректировку называется вариатор угла опережения зажигания (УОЗ, процессор опережения зажигания, вариатор зажигания, октан-корректор). Вариатор работает с импульсами коленвала и распредвала смещая их показания на заданную в настройках величину. В зависимости от марки и модели вариатора, смещение может происходить на фиксированное значение во всем диапазоне оборотов, либо (что лучше) на разные значение в зависимости от оборотов двигателя. Вариатор подключают к газовому клапану и включается он только при включении газового оборудования, это имеет большое значение для правильной работы двигателя на бензине. Бытует мнение, что современные автомобили оснащенные электронным блоком управления сами корректируют кривую зажигания в зависимости от октанового числа используемого топлива (по датчику детонации). Попробуем опровергнуть это мнение. Работа контроллера ГБО четвёртого поколения происходит очень просто - измеряется время открытия бензиновых форсунок, это время умножается на определённый коэффициент и результатом является время открытия газовых форсунок. Функция газового компьютера - корректировать этот коэффициент в зависимости от температуры газа, давления газа, оборотов двигателя и т.д., добиваясь тем самым оптимального соотношения газо-воздушной смеси. Других функций у газового компьютера нет, зажиганием он не управляет. Зажиганием управляет бензиновый контроллер (ЭБУ), считая, что двигатель работает на бензине. И тут появляется главный аргумент ленивых установщиков ГБО: "В современных инжекторных двигателях зажигание корректируется по датчику детонации. На газе детонации нет, поэтому зажигание автоматически становится раньше." На первый взгляд - это действительно серьёзный логический довод, однако на практике сигнал с датчика детонации задействуется при использовании топлива с октановым числом ниже нормы, т.е. по сигналу с датчика детонации бензиновый ЭБУ может только позднить зажигание, а не делать его раньше! Другими словами, на газовом топливе зажигание будет как на хорошем 95-м в лучшем случае, как на 98-м. Итак, из выше сказанного видно, что установка УОЗ крайне желательно для автомобилей оснащенных пропановым ГБО, а перевод автомобиля на метан без корректировки угла зажигания вообще занятие мало целесообразное.
|